Муфта разрывная (МР) – вид защитной арматуры, обязательно присутствующий на АЗС. В его конструкцию входят соединительная муфта и два обратных клапана (ОК). Эта важная часть оборудования предназначена для безопасного отпуска жидкого или газообразного топлива.
Для чего на АЗС нужна разрывная муфта
Эта разновидность защитной арматуры блокирует поток топлива в том случае, если транспортное средство начинает движение с топливораздаточным пистолетом в горловине бака. Такие ЧП могут возникнуть из-за того, что водитель забыл вытащить пистолет из топливного бака или не поставил автомобиль на ручной тормоз.
До изобретения МР в таких чрезвычайных ситуациях происходил разлив топлива или утечка газа, что становилось причиной многих важных проблем. Использование разрывной муфты предотвращает:
- повреждение оборудования АЗС – топливораздаточных колонок, пистолетов, рукавов;
- опасность возникновения пожара или взрыва;
- опасность получения травм персоналом или посетителями;
- загрязнение окружающей среды.
Конструкция и принцип работы разрывной муфты для АЗС
Устройства имеют небольшие габариты и составную конструкцию с муфтой и обратными клапанами, предотвращающими разлив рабочей среды при разрыве линии. Функции ОК выполняют:
- тарельчатые клапаны с краями из МБС резины, каучука;
- шарики из стали;
- клапаны поршневого типа.
По конструктивному исполнению МР бывают двух видов:
- Разрывные. Используются при перекачке топлива через неподвижный узел. В корпусе предусматривают пазы и гребни, предотвращающие поворот устройства относительно оси рукава.
- Поворотно-разрывные. Наиболее популярный вариант. Предназначен для создания подвижных соединений. Такая МР вращается на 360°.
Как работает разрывная муфта: если сила натяжения шланга, к которому присоединен пистолет, превышает установленное значение, МР размыкает соединение. При этом происходит блокировка потока жидкости или газа.
Разновидности разрывных муфт по типу разрыва и месту установки на АЗС
В соответствии с международными стандартами защитные устройства разделяют по типу разрыва, который происходит при начале движения авто с рукавом подачи, вставленным в топливный бак.
Типы разрыва:
- МР монтируется между рукавом и пистолетом. В этом месте и происходит разрыв. Пистолет остается в бензобаке автомобиля, а шланг – закрепленным к колонке.
- Защитная арматура монтируется у основания шланга у ТРК. При разрыве шланг отделяется от колонки.
Разрывная муфта для АЗС может устанавливаться в следующих местах:
- На топливораздаточных кранах. МР могут поставляться в сборе с краном или отдельно. Самая распространенная разновидность.
- На ТРК. Муфты монтируются на трубу топливораздаточной колонки. Этот вариант не подходит для мультипродуктовых колонок.
- На рукава. Арматура располагается между двумя шлангами. Такие изделия используются на ТРК с высоко подвешенными рукавами. Это дорогой вариант, имеющий ограниченное применение.
Одноразовые и многоразовые разрывные муфты
Составные части одноразовых устройств после разрыва поставить в исходное положение невозможно, поэтому после срабатывания защитной арматуры ее заменяют на новую.
Многоразовые модели после разрыва соединения можно многократно приводить в первоначальное положение. Восстановление работоспособности МР занимает считаные минуты. Осуществить эту операцию может опытный работник АЗС. Ее основные этапы:
- ТРК отключают, линию освобождают от давления.
- Части устройства очищают от загрязнений, осматривают основную манжету.
- Смазывают рабочие поверхности деталей машинной смазкой.
- Соединяют части МР до щелчка.
После установки устройства на место проводят проверку на наличие течей. Рекомендуется создать несколько гидравлических ударов посредством включения/выключения пистолета.
Основные характеристики МР
Параметры разрывных муфт для АЗС, учитываемые при выборе подходящего устройства:
- Ду (диаметр условного прохода). В стандартном варианте этот размер находится в пределах 1/2" – 1½ ".
- Материал, из которого изготовлен корпус. В соответствии с требованиями пожаробезопасности корпус такого изделия должен изготавливаться из искробезопасных материалов. Для этой цели чаще всего используют латунь или алюминиевый сплав. Внутренние элементы изготавливают из инструментальных или коррозионно-стойких сталей.
- Форма корпуса – прямая или угловая. Ее выбирают в зависимости от конструкции системы.
- Области применения. МР используются в системах раздачи газов и жидкостей на АЗС. Эти устройства также применяются в гидросистемах подъемников, тракторов, погрузчиков при соединении неподвижных частей оборудования с подвижными. Их функция такая же, как и у моделей для АЗС: предотвращать выброс потока при разгерметизации магистрали.
Установка разрывных муфт позволяет владельцам АЗС избежать серьезных убытков при возникновении нештатных ситуаций, снижает риск возникновения пожаров и взрывов, защищает персонал, посетителей и окружающую среду от негативного воздействия токсичных веществ.